Ольга Савченко

Что может быть более постоянным и незыблемым, чем система образования? Необходимость последнего ни у кого не вызывает сомнений, но как при этом изменился один из столпов общества - школа! Аз, буки, веди, обучение грамоте по церковным книгам, преподавательский состав и учебная программа, даже наказание розгами, отменённое в России – не удивляйтесь – менее ста лет назад… Казалось бы, при таком серьёзном подходе в школах меньше всего думали о том, как бы развлечь и повеселить деточек. Однако всевозможные секции, кружки по интересам и другие приятности – отнюдь не изобретение нашего времени в помощь детям, страдающим от недостатка мотивации и часто «не хотящим хотеть».

Один из первых «кружков» появился ещё в начале 18 века в Петербурге, в Кадетском корпусе. Воспитанники решили скрасить свои вечера литературой, а чуть позже ещё и печатное издание к своей деятельности присовокупили. Идея образовательного досуга активно развивалась. Рождённые в СССР помнят Дома пионеров, школьные фотокружки, или (случалось и такое) – курсы астрологии. Прежде чем вместе со своим ребёнком погрузиться  в море разнообразнейших вариантов шахматных секций, спортивных школ, языковых курсов и танцевальных студий, нужно ответить на основной вопрос – быть или не быть. В смысле, какие задачи вы перед ребёнком ставите и стоит ли тратить время и силы на посещение дополнительных секций? Итак,

Плюсы. Дополнительное образование выгодно отличается от школьного тем, что является более личностно-ориентированным и приближенным к тому, в чём ребёнок нуждается в жизни. Часто хобби, увлечения – всё то, к чему лежит душа – являются основой для дальнейшего выбора профессии. Стиль общения с педагогом более неформальный, дети в группе объединены общим интересом – они такие же художники, спортсмены или шахматисты, как и ваш ребёнок. Формируются новые социальные связи, дружеские отношения. Это влияет на самооценку и общительность – возможно, ваш неуверенный в себе ребёнок, почувствовав успех в интересной ему деятельности, наконец «расправит плечи». Посещение кружка позволит сменить обстановку, перенастроиться, переключиться, ведь отдых, как известно - смена деятельности. Само собой, вы получите развитие способностей – скрытых или явных… Многие педагоги уверены, что творческой жилкой обладает любой и каждый, главное – своевременно дать возможность роста. И наконец, занятость ребёнка хоть каким-нибудь делом поможет уберечь его от дурных компаний, вредных привычек, неконтролируемого «зависания» в интернете…

Минусы. Нагрузка и ещё раз нагрузка. В сутках всего 24 часа. Требования в основной школе меньше не становятся, учебный материал усложняется, домашнюю работу делать надо. Для родителей нельзя сбрасывать со счетов …счета за образовательные услуги, а также необходимость периодически сопровождать ребёнка на занятия. Можно попробовать обойти некоторые из этих препятствий. Во-первых, не гнаться за всем сразу – одной дополнительной школы или пары кружков вполне достаточно. Постарайтесь, чтобы секции находились в шаговой доступности – тогда ребёнок школьного возраста будет вполне в состоянии прибыть туда сам. Возможно также найти кружки с символической оплатой либо бесплатные. Необходимость совмещать учёбу и хобби сделает чадо более организованным – больше успевает тот, кто больше делает! В общем, возможно всё, было бы желание!

Если вопрос о дополнительном образовании решён положительно, учитывайте несколько важных факторов:

Не заставлять, а направлять: ребёнок младшего возраста не всегда в состоянии оценить свои потребности. Поэтому вопрос «чего ты хочешь?» не всегда работает. Также нередки крайности – ребёнок не хочет вообще ничего либо, наоборот, всё сразу – «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота». Самая правильная родительская позиция – предложить несколько (приемлемых для вас) вариантов, заинтересовать и вдохновить открывающимися возможностями. Хорошо, если это будет деятельность, приносящая практическую пользу, которая пригодится в дальнейшем. Однако к серьезным занятиям, таким как вторая (музыкальная, художественная, спортивная) школа, придётся прилагать усилия, и, возможно, ребёнок периодически будет «не хотеть». Подобные кризисы не редкость, их нужно просто пережить, и продолжать заниматься. Если это только не сиюминутное желание…

Местоположение: самая распрекрасная секция с чудесным педагогом, расположенная при этом на другом конце города - не ваш вариант. Конечно, при условии, что вы не являетесь счастливым обладателем личного вертолёта. Поверьте, вам скоро прискучит мотаться туда-сюда на автобусе или стоять в необозримых пробках на авто. Занятия ребёнка должны быть прежде всего источником удовольствия и радости – и для него, и для вас. Постоянное напряжение из-за «способов доставки» вовсе этому не способствует. 

Человеческий фактор: как бы ни был актуален выбранный вами курс, очень важной составляющей процесса является педагог, способный разделить с ребёнком его увлечения. Разговаривайте, смотрите в глаза, изучайте мнения. Может быть, вы получите рекомендацию от своих знакомых. Попробуйте посетить первый урок – как правило, он бесплатный. Нравится ли вам в клубе или кружке, и чувствует ли именно ваш ребенок себя уютно? Всё индивидуально – возможно, высокие показатели и первые места в соревнованиях и конкурсах в сочетании с постоянным напряжением и психологическим дискомфортом – не лучший для вас вариант. Дополнительное образование прежде всего организует досуг и снимает эмоциональное напряжение, переключает внимание ребёнка с одной деятельности на другую, поэтому главными здесь являются желание и заинтересованность.

Финансы: очень дорогая секция не означает «очень качественная», а условно-бесплатная (например, фигурное катание) всё равно потребует покупки профессионального снаряжения, костюмов для выступлений и т. д., которые обойдутся в десятки т. р. Обучение в бюджетных классах, например, музыкальной школы, сравнительно недорогое, но ребёнку будет нужен музыкальный инструмент. Сможете ли вы или ваши близкие в случае надобности сопровождать ребёнка на занятия, или потребуются услуги няни? Все эти факторы необходимо учитывать.

Время: вероятнее всего, именно вам придётся контролировать ситуацию, следить за тем, чтобы ребёнок всё успевал. Образование в основной школе никто не отменит, поэтому занятия в секциях не должны мешать учебному процессу. Можно совместно с ребенком разработать распорядок дня и другие организационные моменты.

Кошелева Лидия Анатольевна, руководитель арт-студии «Оранжевое солнце» (клуб «Ритм», Алые Паруса): Занятия в клубе – это прежде всего творческий отдых в уютной атмосфере. В группах примерно одинаковые по возрасту дети, некоторые ребята раньше были знакомы между собой. Получаются хорошие компании, объединённые общим интересом – вместе ходим в музеи, на открытия  выставок. Творят для себя – милые интерьерные вещицы, картины маслом, батик, фелтинг (валяние из шерсти)… Дети очень устают в основной школе, а после занятий им часто просто некуда податься. Многие из них приходят несколько раз в неделю, с удовольствием сидят-рисуют, пьют чай в перерывах… Главное отличие от школы в том, что каждый выбирает то, что он хочет делать – картину, соответствующую своему интерьеру, индивидуальный подарок или что-то ещё. Ребёнок проявляет свой интерес, свои предпочтения, и это очень важно! 

 

0 out of 5 based on 0 ratings