- Подробности
- Категория: Актуально
27 августа мы отмечаем день российского кино.
Музей Изобразительных Искусств приглашает новгородцев на ночь кино в субботу в 17:00. В программе ожидается три творческие встречи:
- с Сергеем Дробышевым, руководителем мультипликационной студии «Дробыш»;
- с Валерием Рубцовым, автором передвижной выставки «Кино войны»;
- с Аллой Осиповой, режиссером-документалистом, автором фильма «Колыбель русского гения» о Сергее Рахманинове.
Раньше мы снимали кино так, что весь мир с ума сходил от зависти, пытаясь разгадать секрет успеха советской кинематографии. А теперь наша планка – подражание Голливуду. Только вот не дотягивают пока современные российские режиссеры до голливудских стандартов, а риск окончательно потерять свое кино велик.
Вздыхают с грустью киноманы: не осталось, говорят, в стране толковых режиссеров, а вместе с ними придется забыть и о хорошем российском кино.
Но ведь это откровенное заблуждение. Просто изменились маршруты, по которым путешествуют хорошие российские фильмы. Судите сами: в советское время вы приходили в кино и ели как из ложечки то, что «прописывала» вам власть, руководствуясь своими политическими и моральными соображениями. Сами понимаете: рамки, цензура. Совсем плохое кино до нас просто не доходило. Но чем же плохо, что сегодня мы вольны самостоятельно определяться с этой пищей для ума и настроения?
В преддверии Дня российского кино мы решили пообщаться с новгородским режиссером Валерием Рубцовым и узнать о его отношении к современному кинематографу.
- Валерий, неужели мы, русские, разучились снимать хорошее кино? В преддверии Дня российского кино мы решили пообщаться с новгородским режиссером Валерием Рубцовым и узнать о его отношении к современному кинематографу.
- Разумеется, нет. Достойные картины по-прежнему снимаются и в большом количестве. Режиссеров талантливых хватает. Просто доступ к ним стал ограниченным в некотором смысле.
Лучшее показывают на фестивалях. В фестивальное кино вкладывается государство. Это же имидж страны. А на глаза народу чаще попадается различная «шелуха». Но согласитесь, и раньше киношного «мусора» хватало: киностудий то было поболее, чем сейчас. Просто самое лучшее сразу отправлялось в телевизоры и кинозалы страны, а теперь надо потрудиться самому в поисках качественного кино.
- А почему же в кинозалах нас заставляют смотреть «шелуху», а не фестивальное кино?
- Кинозал – это место для отдыха и развлечения. Туда ты отправляешься похрустеть поп-корном и отключиться от всяких мыслей и суеты. Возьмем, к примеру, комедию Жоры Крыжовникова «Горько». Казалось бы, глупейшая история. Но зритель её с аппетитом «съедает» и еще добавки просит. Недаром Жора уже третье, а то и четвертое кино снимает, и спонсоры для его «глупостей» находятся легко. Кассу же парень собирает.
А фестивальное кино – кино для ума, требующее концентрации мысли. Его смотреть под чей-то хруст и шуршания в кинозале просто недопустимо.
- Как выбрать хорошее отечественное кино, раз мы теперь сами себе цензоры?
- Выбирайте фестивальные фильмы. Обязательно почитайте о кинокартине заранее в интернете. Наведите справки о режиссере, о его работах. Узнайте, что за актёры снялись в кино. А вот чужие отзывы лучше упустить.
- Какие у современного российского кинематографа слабые места?
- Мы не умеем делать блокбастеры. Это яркие фильмы, способные вызывать сильные эмоции у зрителя, так чтобы и посмеяться, и поплакать и поразмышлять была возможность. Но пока мы слепо следуем западным лекалам, и хороший русский блокбастер скорее исключение. На ум, конечно, приходят «Легенды-17», новый «Экипаж» - не самые плохие попытки.
- Чему нам следует поучиться у советского кинематографа?
- Не озираться по сторонам и не красть чужие идеи. Мы способны производить что-то свое, ценное и неповторимое. Советские режиссеры никогда не ориентировались на Голливуд. Они шли своими путями. Все мы знаем стиль Рязанова, Данелия. Одна «Кин-дза-дза» чего стоит! Вот они – советские блокбастеры на века. Бороться за свой стиль – вот чему должны учиться современные режиссеры.
- Кого из современных режиссеров уважаете?
- Да того же Жору Крыжовникова. Фильм «Горько» мне, признаться, не нравится, но зато молодой режиссер отыскал свой фирменную фишку, поймал свой стиль и за это его стоит уважать.
- Почему о Великом Новгороде снимают так мало фильмов? Несправедливо же.
- О Новгороде снимают не так уж и мало. Просто делают это в основном режиссеры из разных городов и даже стран. Чуть ли не каждую неделю я сталкиваюсь со съемочными группами, работающими над фильмами о Новгороде или же делающими эпизоды о нас для своих исторических картин.
- Если бы Вам выделили несколько миллионов на съемку фильма, каким проектом Вы бы занялись?
- Скорее всего, я снял бы фильм по собственному сценарию. У меня много рассказов, связанных с историей кино. Думаю, мог бы сделать что-то интересное для зрителя.
- Из последних российских картин какие Вас порадовали?
- К примеру, «Битва за Севастополь». Правда, крайне неудачное название у картины: фильму совсем не соответствует. Сразу видно, что оно политизированное. А еще понравился «Батальон», «Поддубный». Мы вообще-то хорошие исторические картины снимаем. Не разучились еще.
- Чего Вы не терпите в кино?
- Многоточие, поставленное автором. Когда финал истории надо домысливать самому. По мне, конец всегда должен быть счастливым (смеется). А еще не терплю, когда режиссер так закрутит сюжет, что смысл снятого под силу растолковать только ему самому. Ах да! И эта манера снимать продолжение старых фильмов или же переделывать их на новый лад. Жуть.
- Что лично Вы посоветуете новгородскому зрителю к просмотру в эти выходные?
- Посмотрите «Кино про Алексеева». Очень нестандартный сюжет, прекрасная игра актеров. Неожиданная развязка.
- Главная задача российского кинематографа на сегодня?
- Научится снимать умное и одновременно кассовое кино. При этом продолжать поиски своего неповторимого стиля. Сложная задача. Но другого пути для успеха нет.
- Ваши пожелания новгородцам в День кино?
- Почаще смотрите хорошие фильмы. Они есть. Проверено лично мною. С Праздником!